Мечту заиметь мотоцикл, и тем самым обрести свободу, я реализовал в 18-летнем возрасте. Купил у соседа поношенный мотоцикл К-125 за 80 рублей. Эта сумма была чуть меньше моей месячной заплаты. Сдал на права с первого раза. Тогда экзамен принимался устно, по билетам. Никакого предварительного обучения не требовалось! Никому не надо было платить за обучение, что ничуть не сказывалось на дальнейшем вождении.
К-125
Через год купил новый мотоцикл «Ковровец» в кредит. Может сейчас и ошибусь, но процент по кредиту был пустяковый, то ли 5%, то ли 2% годовых! При моей месячной зарплате около 95 рублей в месяц и стоимости мотоцикла 525 рублей.
О машинах тогда и не мечталось.
Мотоцикл мне пришёлся по душе. Легкий по весу, удобный в управлении, развивал скорость почти до 100 км.
"Ковровец"
Ох, и покатался я на нём! В 25 км от моего дома текла речка Тьма. Та самая, в которой когда-то утопилась дочка пушкинского мельника.
Восход на реке Тьме
Живописнейшая река. Там, среди заливных лугов, пляжных песчаных островков я постоянно проводил выходные. Наслаждался свободой и осваивал подводную охоту. Попадалась крупная плотва, щуки, голавль. Были и раки. Сегодня там рыбы заметно поубавилось. Не так давно плавал в тех местах. Рыбы не увидел, но что очень странно, удивил товарища находкой – под затопленным бревном нашёл сложенную купюру номиналом в сто рублей.
А в те далёкие времена мне удалось найти под водой на дне боевую гранату! Вероятно, кто-то глушил рыбу, но граната не сработала.
Те времена я вспоминаю всегда с благодарностью. И на удочку ловил рыбу, и за грибами отправлялся, и ночевал на земле у костра.
Через несколько лет мотоцикл начал требовать всё больше ремонта, и я не могу вспомнить, куда он девался. Я окончил институт и уехал работать в районный город.
И с того дальнего времени у меня была идея купить мотоцикл «Урал» и совершить путешествие куда-нибудь на юг, к морю. Я видел, как на трассе проезжали мототуристы. Тогда был чешский мотоцикл «Ява» наилучшей моделью, скоростной, лёгкий, мощный. И очень элегантный! Чехи тогда поставляли «Яву» в разные страны, и в частности в США. Американцы, уже избалованные вождением автомобилей, имеющие автомобили, приобретали и мотоцикл для спортивных поездок. Помню, была модификация «Ява-Калифорниан».
Выходил даже чехословацкий журнал «Мотор ревю».
Мотор-ревю
Денег на «Урал» скопить не удавалось. Работа, семья занимали всё время.
Но всё-таки, когда мне уже было за тридцать, я купил с рук изрядно потрёпанный «Урал М-72».
Урал М-72
Если здраво сегодня подумать, ясно, что на нём нельзя было и думать о дальних путешествиях. Однако, «охота пуще неволи».
Мотоцикл основательно ломался, а я его «основательно» чинил. Сломалось поршневое кольцо, когда я добирался за 200 км в колхоз, куда меня отправили от института на уборку урожая. Отключив один цилиндр, я километров 60 добирался на другом цилиндре на первой передачи до колхоза. Туда мне ребята из мотоклуба достали поршневую группу. Запчастей, как правило, в магазинах не хватало.
И вот я с женой на этой развалюхе отправился в вояж. Маршрут был Тверь-Одесса, там у меня родня имела домна Молдованке, и далее по Крыму.
В Брянской области заклинил карданный вал!
Но отмечу особенно – мне всегда попадались хорошие, отзывчивые люди! Помогали не раз.
Поломался я удачно, вблизи зелёной автостоянки на берегу небольшой реки. Я часто и потом замечал, что при общем невезении, в чём то и везёт. Сломался – рядом стоянка. Стал разбирать двигатель – заклинил шатун, но в таком именно положении, что его можно было, не разрезая, вынуть из картера. Зазора почти не оставалось, заклинь по- иному и потребовалась бы резка. Коленчатый вал в продаже не найти. Прикинул – ментовский гараж, тогда милиция была вооружена «Уралами». Или опять – мотоклуб в Брянске. Жена, прибивная дама, сама оправилась в Брянск, в ментовский гараж. К вечеру вернулась с коленвалом. Пришлось уламывать механика. Уговорила. Продал не новый.
И в этот день на «Жигулях» подъехал отставной полковник порыбачить. Попросил помочь ему управится с резиновой лодкой и параллельно обещал помочь, т.к. в ДОСААФе у него работал друг.
Я быстро поставил другой коленвал, но не мог завести мотоцикл – что-то было не так. Пришла ночь. Я из палатки слышал, как рядом припарковался КАМАЗ. Кто-то «постучал» по палатке:
- Парень, выходи.
Вылезаю.
- Пойдём к нам в кабину. Выпьем водочки. Нам скучновато с напарником.
В кабине разговорились. Оказалось, я неправильно выставил риски на маховике. Ребята научили. Да и ещё предложили, если уж совсем плохо, то они могут «бросить» мотоцикл в кузов самосвала и отвести на железнодорожную станцию. Они тут недалеко из карьера возили песок.
А утром я выставил правильно маховик, завёл мотоцикл и мы стали собирать палатку. Подъезжает полковник:
- Я договорился с ремонтом. В мотоклубе мотоцикл починят.
Всё-таки предложения помощи очень приятны. Не ощущаешь оторванности от людей, заброшенности.
На пути к Одессе было ещё два «приключения».
Вечером съехали с дороги и ночевали в палатке. Ночью прошёл дождь, и земля превратилась в грязь. Не могу подняться на дорогу! Буксует мотоцикл! Кого-то остановил, попросил буксир. Вытащили.
На следующую ночь медленно начал пропадать свет фар. Ясно, замыкание и аккумулятор не заряжается. В темноте разбили палатку, а утром оказалось, что расположились чуть не в центре посёлка! Замыкание я нашёл на удивление быстро. Старьё и есть старьё! Перетёрлась изоляция.
Уже в степях под Одессой пришлось опять лезть в мотор. При разборке упала шпонка! Какая , казалось бы мелочь, но не могу её найти. Выжиг паяльной лампой метра два квадратных пожухлой травы, руками просеял пепел – нет шпонки! Придумал. Разогрел паяльной лампой подходящий гаечный ключ и по горячему металлу отрубил зубилом губку гаечного ключа. Немного пришлось подправить напильником, и с тем поехал дальше.
А сегодня я думаю, что тогда не догадался – шпонка застряла где-то в мотоцикле, возможно на раме под мотором.
Знакомый дом в Одессе оказался на въезде в город. Искать долго не пришлось.
Одесса
Одесский оперный театр
|